Незакрепленный груз при транспортировке может смещаться, падать и переворачиваться. Это неизбежно приводит к его повреждению, появлению брака, и как следствие — к финансовому ущербу. Поэтому для безопасной перевозки какой-либо продукции необходимо использовать специальные средства крепления груза.
В данном вопросе определенные обязательства на перевозчика налагает и законодательство Республики Беларусь. Так, согласно постановлению Министерства транспорта и коммуникаций РБ №58 (от 10 октября 2005 г.), перевозчик обязуется обеспечивать безопасность транспортировки, контролируя крепление и размещение груза. Кроме того, водитель также обязан перед началом движения, а также в пути следования контролировать, надежно ли зафиксирован груз. Если средства крепления отсутствуют или повреждены, это создает угрозу безопасности дорожного движения. Следование такого транспорта запрещается. При этом глава 4 данного постановления подробно описывает требования к креплению грузов.
Таким образом, законодательство Беларуси делает перевозчика ответственным за безопасность крепления и размещения грузов. Поэтому использование соответствующих средств крепления грузов позволяет не только обеспечить сохранность транспортируемых грузов, но и избежать проблем с законодательством.
Крепление стяжными ремнями
Одним из наиболее распространенных и надежных способов закрепить груз является применение стяжных ремней. Они используются при автомобильных перевозках, а также при транспортировке контейнеров. По сравнению с иными средствами крепления грузов (веревками, цепями и т.д.), они отличаются простотой и легкостью применения, надежно и быстро крепят груз.
Устройство стяжных ремней:
- Прочная лента, выполненная из синтетической ткани. Чаще всего — полиамида, полиэстера или полипропилена. Она мягкая и упругая, поэтому не может повредить перевозимую продукцию.
- Натяжное устройство (храповик). Регулирует натяжение ленты.
- Фитинги. Это могут быть крюки, кольца и иные крепежные устройства, с помощью которых закрепляется груз в транспорте.
Одно из важнейших преимуществ стяжных ремней — их устойчивость к различного рода воздействиям: перепадам температур, ультрафиолету, бензиновым парам, химическим жидкостям. Металлические составляющие обрабатываются специальным антикоррозийным составом или производятся на основе оцинкованной стали, ввиду чего даже при тяжелых условиях эксплуатации на них не образовывается ржавчина.
Выделяют несколько видов стяжных ремней в зависимости от способа их крепления:
- Стандартный или составной (рэтчет). Именно данный вид используется наиболее широко. Выдерживает нагрузку до 10 тонн. Конструкция предельно проста: лента, трещотка и два крюка. Ими можно закрепить практически любой груз. По технике безопасности этот вид ремня используется в расчете минимум две штуки на единицу груза. Натяжное устройство (храповик). Регулирует натяжение ленты.
- Кольцевой. Лента ремня фиксирует перевозимую продукцию плотным кольцом. За счет этого полностью исключается ее качание при перевозке. Также изделие оснащено храповым механизмом.
- Автовозный. Применяется на автовозах и при транспортировке на железнодорожных платформах. Чаще всего используется для перевозки автомобилей. Конструкция такого ремня включает ленту, трещотку и три крюка. Оснащается антискользящими накладками.
Ремни также отличаются по свойствам фиксации и могут быть различны по длине — от 2 до 20 метров.
Правила крепления груза ремнями.
При выборе стяжных ремней необходимо учитывать нагрузку и номинальное натяжение и строго соблюдать соответствие с указанными на них параметрами. Кроме того, необходимо принимать во внимание форму груза, его массу, а также коэффициенты трения и скольжения. Это нужно, чтобы рассчитать и обеспечить максимальный прижим груза к платформе.
Варианты крепления
- Накидной. На груз сверху накидываются минимум 2 ремня.
- Якорный. Для этого используются 4 ремня и более, которые попарно перекрещиваются.
При этом перевозимая продукция закрепляется равномерно: в расчете один ремень на каждые 1,5 метра груза.
При использовании стяжных ремней необходимо их закреплять строго в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
Для закрепления ленты:
- Поднять рукоятку трещотки.
- Заправить ленту в замок по направлению вверх и отрегулировать ее длину.
- Ручкой трещотки затянуть ленту. Для этого требуется не менее полутора полных оборотов механизма.
Для отпуска ленты:
- Нажать на язычок рукоятки трещотки, поднять вверх рукоятку.
- Освободить ленту.
Соблюдение этих простых правил поможет предупредить смещение и падение груза и, как следствие, его повреждение.
Правила эксплуатации крепежных ремней.
Также при использовании данных средств крепления грузов необходимо соблюдать ряд требований безопасности.
- Перед эксплуатацией необходимо проверить ремни на отсутствие каких-либо повреждений и убедиться в том, что груз размещен устойчиво.
- Перед эксплуатацией проверить наличие маркировки изделия. Четко соблюдать указанные параметры крепления, не допускать превышения допустимой рабочей нагрузки.
- Нельзя применять ремни для иных целей кроме фиксирования продукции при ее перевозке. Категорически запрещается поднимать на ремнях груз. Не использовать его для буксировки.
- Ремни должны полностью и равномерно обхватывать груз, не перекручиваясь и не завязываясь узлами.
- Не натягивать через острые углы или иные поверхности, которые могут нанести ленте повреждения.
- При наличии каких-либо дефектов ленты, шва, крепежных элементов эксплуатация изделия запрещается.
Крепление деревянными распорками
Достаточно часто, особенно при железнодорожных перевозках, перевозимая продукция закрепляется при помощи деревянных распорок, которые прибиваются к полу. У данного метода крепления имеется ряд достоинств:
- доступность по цене;
- надежность способа.
Однако вместе с тем он имеет и ряд недостатков:
- Сложность крепления. Некоторые виды грузов очень тяжело крепить данным методом, и приходится создавать сложные конструкции. Следовательно, это требует немало времени.
- Качество деревянных распорок должно быть высоким. Дерево не должно быть сырым, или, напротив, пересушенным. Нередко возникает необходимость в использовании определенной породы дерева, что не всегда осуществимо.
- Данный крепежный материал очень тяжелый. Таким образом, он добавляет веса перевозимой продукции, что нередко приводит к перегрузке транспортного средства.
Также иногда применяют распорные планки. Они прибиваются поперек кузова и не дают грузу перемещаться.
Крепление воздушными пакетами
Принцип такого крепления предельно прост. В пустоты между перевозимыми грузами помещаются ненадутые пакеты. После чего они накачиваются и полностью заполняют собой свободное пространство. Таким образом, они плотно фиксируют перевозимую продукцию и предотвращают ее смещение.
Этот метод имеет ряд преимуществ:
- Простота способа. Требуется минимум времени для размещения и крепления груза пакетами.
- Снижение трудозатрат. Крепить груз подобным образом может даже один человек.
- Существуют различные виды пакетов для разных грузов.
- Даже в надутом виде пакеты весят очень мало и не утяжеляют груз.
- После транспортировки пакеты легко сдуваются и вынимаются. Немаловажно, что они могут использоваться неоднократно.
- Могут выдерживать вес до 30 тонн.
Однако у пакетов есть и ряд существенных минусов. Главный — непостоянство давления внутри пакетов. Оно зависит от факторов окружающей среды и может легко меняться. Когда температура воздуха становится выше, давление в пакете растет, а когда температура снижается — пакет «сдувается». Иными словами, размещение и крепление груза может быть нарушено по независимым от перевозчика обстоятельствам.
Поэтому нередко можно встретить совет производителей: не накачивать пакеты до предела, если ожидается потепление, и накачивать сильнее, если грядет похолодание.
Какой способ крепления лучше?
Таким образом, способов крепления грузов существует довольно много. Поэтому при выборе оптимального средства необходимо, прежде всего, оценивать его эффективность для применения в каждом конкретном случае. Нередко приходится прибегать к применению нескольких средств крепления грузов одновременно.